Чтоб ты работал на одни лекарства
9 декабря 2004 года

Этой процедуре предшествовало оглашение результатов проверки Таттехмедфарма Счетной палатой РТ. А самой проверке - "жалобы населения на высокие цены на лекарства" (по официальной версии) и гуляющие по всем высоким адресатам республики последние пару лет письма без достоверных подписей (по неофициальным сведениям).

Счетная палата посчитала, что 34 млн. рублей (2,66 процента) из 1,28 бюджетного миллиарда, поступивших в Таттехмедфарм за 2003-й и первые восемь месяцев 2004 года для обеспечения лекарствами населения и больниц, использованы неэффективно. Как сказал "ВК" Яков Маргулис, эти 34 миллиона - стоимость контрактов, заключавшихся в этот период с фирмой "Таттетрафарм". Он не смог объяснить, отчего именно эти контракты, заключенные, по его словам, по цене ниже рыночной при надлежащем качестве поставляемых медикаментов и в придачу с отсрочкой платежа, были сочтены неэффективной тратой бюджетных средств. Предположения о своей аффилированности с этой фирмой он уверенно отвергает.

Что же касается "жалоб населения" на дороговизну лекарств, то Счетная палата не смогла представить сколько-нибудь "убойных" фактов ни за, ни против татарстанского лекарственного монополиста. Под ее проверку попали (способ выборки неизвестен) только 155 лекарственных средств из примерно пятитысячного ассортимента. Цены 79 из них оказались выше средних розничных цен нетаттехмедфармовских аптек (максимальная разница - 41,8 процента), цены 75, напротив, ниже (до 25 процентов). В целом же, говорит Счетная палата, розничные цены Таттехмедфарма находятся на уровне средних. Уровень разрешенных кабмином оптовых (15 процентов) и розничных (12 процентов) ценовых надбавок ГУП "Таттехмедфарм" также выдержало, ни разу не поднявшись до максимума.

В итоге следует вывод, что розничная торговля лекарственного ГУПа не сверхприбыльна, а, напротив, убыточна. В Казани на две прибыльные таттехмедфармовские аптеки приходятся три убыточные, в районах республики на три убыточные - одна прибыльная. Что, в общем, понятно. Частник открывает аптеку там, где она будет приносить деньги. Государство же должно оставлять за собой аптечные точки там, где есть население, нуждающееся в лекарствах. Плюс отпуск наркотических лекарственных средств, плюс затратное аптечное производство.

В общем, магистральный вывод СП гласит: "В целом централизация оптовых закупок медикаментов, а также создание единой аптечной сети для обеспечения населения льготными медикаментами представляются целесообразными". Словом, Рустам Минниханов был прав, когда ставил подпись под постановлениями об организации Таттехмедфарма и передаче ему половины всех бюджетных средств, предназначенных для лекарственного обеспечения больниц?

Но сам Минниханов при обсуждении результатов проверки СП в кабмине повел себя так, будто он с этим категорически не согласен и готов не сегодня завтра покончить если не с Таттехмедфармом, то уж с Яковом Маргулисом как его директором - точно. За то, что цены на лекарства у лекарственного ГУПа не самые низкие в республике. А заодно и с Яковом Геллером - за то, что Яков Маргулис закупает на открытых торгах всего 23 процента от общего объема медикаментов.

- Вы, братья, подумайте, - обронил премьер, оставив Геллера и Маргулиса тревожно гадать о степени своего, неизвестного им, но, очевидно, известного Минниханову родства...

Они подумали и не стали каяться. Яков Маргулис, более того, упорствует:

- Если кто-то закупает медикаменты на 40 или даже 60 процентов дешевле, то это абсолютно нереальные колебания цены и явный признак фальсифицированного лекарства. А мы как государственная организация не можем себе позволить поставлять некачественные препараты. Кроме того, как показал акт проверки, мы поставили медикаментов на 13 миллионов рублей больше, чем получили средств из бюджета! Только у нас есть аптечное производство, а оно очень затратное...

...Похоже, то, что произошло в понедельник в кабмине, - это был неожиданный выплеск на поверхность подспудно бурлящего в медицинских кругах спора о миллиарде рублей. Именно в сумме, близкой к миллиарду, исчисляются ассигнования Таттехмедфарму на закупку медикаментов. Вторым получателем таких средств является минздрав. Естественно, каждый из получателей хочет быть не одним из двух, а единственным. А ведь есть еще и несколько крупных лечебных учреждений, руководители которых имеют право сами распоряжаться "лекарственными деньгами", а руководители остальных мечтают о том же...

Но вопрос - что станет с ценами на лекарства как в случае полной монополизации рынка, так и в случае полной вольницы медицинских "хозяйствующих субъектов"?.. Понятно, что они как минимум не станут ниже.

Так что серьезных оснований для тревоги, мне кажется, нет ни у главы Таттехмедфарма, ни у главы Агентства по госзаказу. Минниханов выпустил пар общественного негодования, и все. В конце концов, отставку государственных назначенцев нет нужды загодя пиарить. А что в кабмин на проработку Минниханов их обещал больше не звать... Ну что ж, живут же люди и без этого как-то.

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань".